Воспитательная работа

Воспитательная работа в школе — это охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, общение, влияние социальной, природной, предметно-эстетической среды. 

 Цель воспитательной работы — воспитать свободную, творчески развитую, социально ориентированную личность, готовую к созидательной трудовой деятельности и нравственному поведению и способную к самореализации и к саморазвитию. 

 Задачи воспитательной работы:

  • формирование готовности и способности личности выполнять систему социальных ролей; 
  • приобщение к национальной и мировой культуре, развитие духовности; 
  • воспитание патриотов, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности; 
  • формирование у детей культуры межличностных отношений; 
  • развитие творческих способностей учащихся, навыков самообразования; 
  • воспитание стремления к здоровому образу жизни, развитие детского и юношеского спорта; 
  • профилактика асоциального поведения детей и молодёжи, детской беспризорности, правонарушений и других негативных явлений; 
  • укрепление взаимодействия с семьями обучающихся; 
  • поддержка детей из неблагополучных семей, семей социального риска, детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Воспитательная система школы включает в себя три взаимосвязанных блока, способствующих удовлетворению разнообразных потребностей школьников и формированию ключевых компетентностей: воспитательная работа в процессе обучения, внеурочная деятельность, внешкольная деятельность. 

      Воспитательная работа в школе реализовывалась в соответствии с основной общеобразовательной программой, которая включала в себя рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы по трём ступеням образования.

    Рабочая программа воспитания направлена на развитие личности обучающихся, в том числе укрепление их психического здоровья и физическое воспитание. Она реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой совместно с семьёй и другими институтами воспитания.

    По итогам воспитательной деятельности школы за 2023–2024 учебный год следует отметить, что педагогический коллектив школы стремился успешно реализовывать программу воспитания, решать поставленные перед ним задачи.

Что такое воспитательная работа?

 Воспитательная работа — это деятельность педагога, направленная на организацию воспитательной среды и управление различной деятельностью (творческой, учебной, развлекательной) с целью гармоничного развития личностных качеств в воспитанниках.

Воспитательная работа осуществляется в рамках дошкольного, школьного и дополнительного образования. Она реализуется на учебных занятиях и во внеурочной деятельности.

Основные направления воспитательной работы:

  1. Нравственное.
  2. Эстетическое.
  3. Трудовое.
  4. Физическое.
  5. Правовое.

Воспитательной работой занимаются воспитатели, учителя, педагоги-организаторы, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования и другие специалисты.

Виды воспитательной деятельности в школе

Основные направления воспитательной деятельности в школе:

патриотическое

нравственное

моральное

правовое

национальное

художественно-эстетическое

учебно-познавательное

спортивно-оздоровительное

трудовое

семейно-родовое

коммуникативное

экологическое

профориентационное

сотрудничество с родителями

развитие самоуправления

развитие системы дополнительного образования

Какие бывают формы воспитательной деятельности?

К практическим формам воспитательной деятельности относятся:

  1. Экскурсии.
  2. Субботники.
  3. Конкурсы.

Выбор конкретных форм зависит от цели и содержания воспитательной работы, индивидуальных особенностей и возраста учащихся, мастерства педагога и особенностей коллектива детей.

Какие направления воспитательной работы в школе?

Согласно источнику, существуют следующие направления воспитательной работы в школе:

  1. Нравственное. Направлено на формирование у учащихся осмысления общечеловеческих ценностей, осознания собственной значимости и роли в социуме.
  2. Моральное. Направлено на формирование у учащихся уважительного отношения к старшим, семье и окружающему социуму.
  3. Художественно-эстетическое. Направлено на привитие учащимся чувства прекрасного, умения его видеть как в естественной среде, так и в различных объектах культуры.
  4. Правовое. Направлено на формирование у учащихся целостной картины представлений об окружающем обществе и роли человека в нем.
  5. Патриотическое. Направлено на формирование нравственных принципов и норм поведения в обществе, уважительного отношения к традициям собственного народа, готовности встать на защиту Отечества.
  6. Трудовое. Направлено на воспитание у учащихся уважительного отношения к собственному труду и труду других людей, воспитание трудолюбия.
  7. Экологическое. Направлено на формирование у учащихся экологического сознания, бережного отношения к природе и экологически адекватного поведения.
  8. Национальное. Направлено на формирование у подрастающего поколения необходимого социального опыта межнациональных взаимоотношений и гордости за принадлежность к конкретной национальности.
  9. Семейно-родовое. Направлено на формирование взаимосвязи между поколениями и создание у учащихся идеальной модели семьи и семейных отношений.

   Какие бывают воспитательные системы?

Воспитательные системы образовательного учреждения имеют особенные черты, которые отражают конкретные условия воспитания:

  • контингент учащихся,
  • возраст учащихся,
  • специфика учебного заведения,
  • уровень воспитанности,
  • индивидуальные особенности обучающихся,
  • традиции,
  • особенности среды,
  • возможности педагогического коллектива,
  • творческий интерес руководителя.

       В соответствии с преобладающей направленностью на определённые ценности воспитательные системы можно разделить на четыре группы:

  1. Воспитательные системы рационально-образовательной ориентации. Преобладающие ценности: знание, разум, наука, истина, рациональность, объективность, техника, цивилизация и т.п.
  2. Воспитательные системы нравственно-культурной ориентации. Доминирующие ценности: красота, добро, творчество, культура, духовность, искусство и т.п.
  3. Воспитательные системы социальной ориентации. Приоритет социально значимых ценностей: равенство, справедливость, гражданственность, отечество, общество, демократия и т.п.
  4. Воспитательные системы индивидуально-личностной ориентации. Преобладание индивидуально значимых ценностей: свобода, достоинство, индивидуальность, уникальность и т.п.

      Целью воспитательной системы любой школы является создание целостной социокультурной среды, в центре которой находится личность учащегося, вовлечённая в активный процесс развития и саморазвития средствами учебной и внеучебной деятельности.

Планы воспитательной работы

План воспитательной работы 1 А класса

План воспитательной работы 1 Б класса

План воспитательной работы 2 А класса

План воспитательной работы 2 Б класса

План воспитательной работы 3 А класса

План воспитательной работы 3 Б класса

План воспитательной работы 4 А класса

План воспитательной работы 4 Б класса

План воспитательной работы 5 А класса

План воспитательной работы 5 Б класса

План воспитательной работы 5 В класса

План воспитательной работы 6 А класса

План воспитательной работы 6 Б класса

План воспитательной работы 6 В класса

План воспитательной работы 7 А класса

План воспитательной работы 7 Б класса

План воспитательной работы 8 А класса

План воспитательной работы 8 Б класса

План воспитательной работы 9 А класса

План воспитательной работы 9 Б класса

План воспитательной работы 10 А класса

План воспитательной работы 11 класса